Электричество, газ,вода наряду с хлебом и некоторыми лекарствами, длительное время считались социально значимыми товарами. Вместе с рыночными механизмами сохранились и административные инструменты влияния на цены для отдельных групп потребителей,а значит, и на социально-экономическое положение населения.
На сегодняшний день работает двойная система начислений за теплоснабжение. Распространена схема, при которой потребители энергоресурсов платят не за потребленное количество энергии, а за нормированное, и не заинтересованы в снижении энергопотребления. Нормы потребления горячей воды завышены приблизительно в 1,5 раза по сравнению с фактическими. В основу методики расчета тарифов на тепловую энергию для населения положен 1 м2 общей площади помещения. При этом владельцы квартир высотой 5 и 2,5 м платят одинаково, хотя энергозатратность первой квартиры ощутимо выше. Таким образом, владелец меньшего жилья оплачивает отопление владельца более комфортабельного, в случае если нет счетчиков на тепло, конечно.
Уже давно оформился прочный союз ЖЭКов и коммунальных предприятий, которые фактически монопольно,устанавливают тарифы на свет, тепло- и водоснабжение. На деле же мы имеет советский механизм по латанию дыр и условной замене коммуникаций, которые по факту никто не может проинспектировать. Серьезной реформы не происходит. Часть проблем попытались переложить «с больной головы на здоровую» еще при молодой команде Черновецкого, когда во всю начали призывать создавать ОСМД вне зависимости от фактического состояния фонда, а на государственном уровне эта история породила Национальную комиссию по регулированию в сфере коммунальных услуг.
На деле же ОСМД столкнулись с монополией коммунальных предприятий, а громко провозглашенная кампания по унификации по регионам цен и тарифов сошла на нет при поисках соответствующей "единой" методики, которая ничего принципиально не изменила. Да и общее движение к глобальному коммунизму в отдельно взятой сфере экономики так и не привело.
Но стоит вернуться к ценам на электроэнергию, природный газ, тепло- и водоснабжение для населения.Вследствие ручного властного "регулирования" сформировалась искаженная тарифная система не только для Киева, но и для страны в целом.
Мы практически ежедневно сталкиваемся с проблемами коммунального характера. В конце прошедшего2014 года киевляне получили фантастические платежки, от которых замирало сердце.
Тут стоит учитывать,что в столице работают два коммунальных предприятия в части предоставления услуг по горячему водоснабжению и отоплению. Тарифы отличаются на пару гривен,а сами компании абсолютно независимы от друг друга «деля» Киев на две зоны влияния. "Евро-Реконструкция" обслуживает Дарницкий район и часть Днепровского района, а "Киевэнерго" - оставшуюся большую часть города.Именно с этим можно связать наличие тепла и горячей воды у большей части левобережных киевлян, в то время, когда, скажем, на Оболони проходили процедуры закаливания от мала до велика.
Кроме того, в апреле2014 года произошли существенные изменения в отечественном законодательстве,что повлекло за собой существенные изменения на рынке ЖКУ. Закон Украины №1198передал функцию установления тарифов у местных органов самоуправления Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Последняя, в свою очередь, утвердила новые тарифы для "Водоканала", "Киевэнерго" и «Евро-Реконструкции». Таким образом, холодная вода и водоотвод попали под сферу влияния «Водоканала», а горячую воду оставили за«Киевэнерго» и «Евро-Реконструкцией» соответственно.
Рассмотрев структуру и принципы формирования тарифов на коммунально-жилищные услуги, становится понятно, что снижение тарифной ставки возможно, если сократится себестоимость оказываемых работ и предоставляемых услуг. Именно себестоимость представляет собой составную часть в тарифе, которая считается наиболее затратной. В свою очередь, чтобы снижение себестоимости оказалось возможным, необходимо произвести оптимизацию при распределении поставляемых ресурсов. Чтобы это сделать, управляющим компаниям и многоквартирным домам предлагается масса всевозможных решений, которые основаны на современных высокоэффективных технологических достижениях. Плюс ко всему нужно перейти от оплаты коммунальных услуг по общим тарифам к оплате согласно показаниям индивидуальных приборов учета. Уже доказано, что с помощью счетчиков можно добиться снижения уровня затрат на оплату коммунальных услуг на целых 20% для каждого вида услуги. Проведенная сегодня процедура оптимизации и внедрения модернизированных средств эксплуатации жилья позволит добиться заметного сокращения затрат уже завтра, а срок окупаемости расходом на ее осуществление составит не более 6 лет.
Другой вопрос, что большая часть жилого фонда в столь плачевном состоянии, что внутредомовые коммуникации требуют не то чтобы капитального ремонта, а полной замены. А это уже ложится на плечи жильцов дома так как в городском бюджете просто нет такого резерва, который перекроет все работы. Однозначно при этом нужно понимать, что неизбежно и планомерное повышение тарифов до экономически обоснованных. И движение в этом направлении неизбежно. Много лет перекрестные субсидии тормозили процессы энергосбережения в промышленности и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Конечно, повышение тарифов для населения без соответствующего роста уровня доходов граждан связано с негативным социальным влиянием и дополнительными экономическими затратами. Но экономические последствия перекрестного субсидирования также негативны: тарифы никогда не будут соответствовать реальным затратам на снабжение энергией разных групп потребителей, а значит, не будут выполнять функцию стимулирования к энергоэффективности. Преодолению такой диспропорции поможет политика постепенного приведения в соответствие расходов на энергоснабжение различных групп потребителей, замена бюджетных субсидий и компенсаций НАК "Нафтогаз Украины" (которыми пользуются также и зажиточные граждане) адресной помощью экономически уязвимым слоям населения.
Очевидно, что основная проблема заключается не в методиках тарифообразования на коммунальные услуги, а во внедрении действительно рыночных механизмов в этой сфере, в частности в наличии реальных возможностей потребителей на конкурентных началах выбирать поставщиков, энергоэффективность рынка, а также экономические и технические возможности регулирования энергопотребления в зависимости от цен и тарифов. С учетом активизации процессов гражданского общества, происходящей в Украине в последнее время, именно общественность должна обеспечить неотвратимость и контроль за процессом реализации долгожданных реформ в сфере ЖКХ.
На сегодняшний день работает двойная система начислений за теплоснабжение. Распространена схема, при которой потребители энергоресурсов платят не за потребленное количество энергии, а за нормированное, и не заинтересованы в снижении энергопотребления. Нормы потребления горячей воды завышены приблизительно в 1,5 раза по сравнению с фактическими. В основу методики расчета тарифов на тепловую энергию для населения положен 1 м2 общей площади помещения. При этом владельцы квартир высотой 5 и 2,5 м платят одинаково, хотя энергозатратность первой квартиры ощутимо выше. Таким образом, владелец меньшего жилья оплачивает отопление владельца более комфортабельного, в случае если нет счетчиков на тепло, конечно.
Уже давно оформился прочный союз ЖЭКов и коммунальных предприятий, которые фактически монопольно,устанавливают тарифы на свет, тепло- и водоснабжение. На деле же мы имеет советский механизм по латанию дыр и условной замене коммуникаций, которые по факту никто не может проинспектировать. Серьезной реформы не происходит. Часть проблем попытались переложить «с больной головы на здоровую» еще при молодой команде Черновецкого, когда во всю начали призывать создавать ОСМД вне зависимости от фактического состояния фонда, а на государственном уровне эта история породила Национальную комиссию по регулированию в сфере коммунальных услуг.
На деле же ОСМД столкнулись с монополией коммунальных предприятий, а громко провозглашенная кампания по унификации по регионам цен и тарифов сошла на нет при поисках соответствующей "единой" методики, которая ничего принципиально не изменила. Да и общее движение к глобальному коммунизму в отдельно взятой сфере экономики так и не привело.
Но стоит вернуться к ценам на электроэнергию, природный газ, тепло- и водоснабжение для населения.Вследствие ручного властного "регулирования" сформировалась искаженная тарифная система не только для Киева, но и для страны в целом.
Мы практически ежедневно сталкиваемся с проблемами коммунального характера. В конце прошедшего2014 года киевляне получили фантастические платежки, от которых замирало сердце.
Тут стоит учитывать,что в столице работают два коммунальных предприятия в части предоставления услуг по горячему водоснабжению и отоплению. Тарифы отличаются на пару гривен,а сами компании абсолютно независимы от друг друга «деля» Киев на две зоны влияния. "Евро-Реконструкция" обслуживает Дарницкий район и часть Днепровского района, а "Киевэнерго" - оставшуюся большую часть города.Именно с этим можно связать наличие тепла и горячей воды у большей части левобережных киевлян, в то время, когда, скажем, на Оболони проходили процедуры закаливания от мала до велика.
Кроме того, в апреле2014 года произошли существенные изменения в отечественном законодательстве,что повлекло за собой существенные изменения на рынке ЖКУ. Закон Украины №1198передал функцию установления тарифов у местных органов самоуправления Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Последняя, в свою очередь, утвердила новые тарифы для "Водоканала", "Киевэнерго" и «Евро-Реконструкции». Таким образом, холодная вода и водоотвод попали под сферу влияния «Водоканала», а горячую воду оставили за«Киевэнерго» и «Евро-Реконструкцией» соответственно.
Рассмотрев структуру и принципы формирования тарифов на коммунально-жилищные услуги, становится понятно, что снижение тарифной ставки возможно, если сократится себестоимость оказываемых работ и предоставляемых услуг. Именно себестоимость представляет собой составную часть в тарифе, которая считается наиболее затратной. В свою очередь, чтобы снижение себестоимости оказалось возможным, необходимо произвести оптимизацию при распределении поставляемых ресурсов. Чтобы это сделать, управляющим компаниям и многоквартирным домам предлагается масса всевозможных решений, которые основаны на современных высокоэффективных технологических достижениях. Плюс ко всему нужно перейти от оплаты коммунальных услуг по общим тарифам к оплате согласно показаниям индивидуальных приборов учета. Уже доказано, что с помощью счетчиков можно добиться снижения уровня затрат на оплату коммунальных услуг на целых 20% для каждого вида услуги. Проведенная сегодня процедура оптимизации и внедрения модернизированных средств эксплуатации жилья позволит добиться заметного сокращения затрат уже завтра, а срок окупаемости расходом на ее осуществление составит не более 6 лет.
Другой вопрос, что большая часть жилого фонда в столь плачевном состоянии, что внутредомовые коммуникации требуют не то чтобы капитального ремонта, а полной замены. А это уже ложится на плечи жильцов дома так как в городском бюджете просто нет такого резерва, который перекроет все работы. Однозначно при этом нужно понимать, что неизбежно и планомерное повышение тарифов до экономически обоснованных. И движение в этом направлении неизбежно. Много лет перекрестные субсидии тормозили процессы энергосбережения в промышленности и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Конечно, повышение тарифов для населения без соответствующего роста уровня доходов граждан связано с негативным социальным влиянием и дополнительными экономическими затратами. Но экономические последствия перекрестного субсидирования также негативны: тарифы никогда не будут соответствовать реальным затратам на снабжение энергией разных групп потребителей, а значит, не будут выполнять функцию стимулирования к энергоэффективности. Преодолению такой диспропорции поможет политика постепенного приведения в соответствие расходов на энергоснабжение различных групп потребителей, замена бюджетных субсидий и компенсаций НАК "Нафтогаз Украины" (которыми пользуются также и зажиточные граждане) адресной помощью экономически уязвимым слоям населения.
Очевидно, что основная проблема заключается не в методиках тарифообразования на коммунальные услуги, а во внедрении действительно рыночных механизмов в этой сфере, в частности в наличии реальных возможностей потребителей на конкурентных началах выбирать поставщиков, энергоэффективность рынка, а также экономические и технические возможности регулирования энергопотребления в зависимости от цен и тарифов. С учетом активизации процессов гражданского общества, происходящей в Украине в последнее время, именно общественность должна обеспечить неотвратимость и контроль за процессом реализации долгожданных реформ в сфере ЖКХ.
Сергій Левада
Немає коментарів:
Дописати коментар