1 лист. 2016 р.

Энергоэффективное вымогалово и пеня в придачу


Нынешняя «демократическая» власть просто-таки фонтанирует идеями на тему о том, как бы это побольше денег вытянуть из дырявых карманов народонаселения. Астрономических цен и тарифов ЖКХ, инфляции и девальвации показалось мало, и теперь в правительстве Гройсмана придумали новую «мульку» – заставить жителей многоквартирных домой за свой счет провести так называемый энергоаудит зданий на предмет их энергоэффективности, затем своим же коштом провести утепление дома и получить соответствующий сертификат. Лоббистские огромной длины уши торчат из этого начинания, как у Зайца из «Ну, погоди!».

Это же Клондайк! Ведь в стране – сотни тысяч домов. Только на так называемом энергоаудите, который является, по сути, тем, что на блатном жаргоне называется «впаривать фуфло», можно поднять «нехилые бабки». А выдача «сертификата энергоэффективности»! Спросите любого клерка, и он в непринужденной обстановке вам скажет, что выдача разного рода сертификатов, лицензий, разрешений и прочей подобной бумаги является крайне рентабельным бизнесом. Не говоря уже о собственно утеплении домов. Вся эта затея, по некоторым данным, оценивается в 30 млрд долларов.
«Подавляющее большинство граждан в течение десятков лет в составе квартплаты в домах советский постройки оплачивали будущий капитальный ремонт здания, каковой ремонт так и не состоялся, замалчивается»
Тот факт, что подавляющее большинство граждан в течение десятков лет в составе квартплаты в домах советский постройки оплачивали будущий капитальный ремонт здания, каковой ремонт так и не состоялся, замалчивается. В крайнем случае, звучат «отмазки» на тему обесценивания средств, которые, отметим от себя, просто разворовали вместе со всей страной, а также смены социально-политического строя. Наконец, не зря же нынешние «демократы» носятся с так называемой демоммунизацией, под дебильный шумок которой можно избавиться от остатков социального государства познесоветского периода.

Кроме того, правительство опять суетится на тему введения пени за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Кстати, само понятие пени за коммуналку также досталось от советского прошлого. Но, в отличие от предлагаемых новаций на эту тему, в советское время эта пеня была в 20 раз (!) меньше, если судить интегрально, то есть по процентной ставке и по верхнему ограничителю, о чем далее. К тому же, в советское время эта норма фактически не применялась, о ее существовании даже мало кто тогда знал, потому что за коммуналку платили практически все, средств на нее хватало у всех, а проблемы оплаты услуг ЖКХ не существовало в принципе.

«Промышленность валится, а вместе с ней экспорт»
Повышенный интерес олигархической власти к тому, как бы еще «срубить бабла» на коммуналке, объясняется просто. В стране остается все меньше отраслей и сфер, на которых это «бабло» можно «рубить». Промышленность валится, а вместе с ней экспорт. К тому же, мировая конъюнктура на сырье, в поставщика которого выродилась Украина, славившаяся ранее машиностроением, авиацией и космонавтикой, в последние годы становится все более неблагоприятной. Внутренний рынок падает из-за неуклонного падения потребительского и инвестиционного спроса. Разворовывать уже почти нечего.  Словом, кормовая база отечественной олигархии неуклонно сокращается, а стоимость остатков  в долларовом эквиваленте безнадежно упала из-за обесценивания национальной валюты.

В то же время, наряду с продуктами питания и товарами первой необходимости, жилье, крыша над головой является важнейшей жизненной потребностью человека. Поэтому коммуналка остается достаточно мощным и стабильным генератором модного нынче cash flow, то бишь денежного потока, даже не смотря на падение его стоимости в валюте из-за все той же девальвации гривны.

Кроме того, потребление энергоресурсов и коммунальных услуг неуклонно падает, прежде всего, из-за неплатежеспособности населения и падения производства. Это ведет к сокращению выручки энергетических и коммунальных монополий, то есть, кроме нормы прибыли, падает еще и масса прибыли. Эти потери олигархия стремится компенсировать, в том числе, путем протаскивания через органы власти лоббистских решений, направленных на то, чтобы заставить стремительно нищающее население платить за навязываемые гражданам дополнительные проблемы. Разного рода «энергоаудиты», «сертификаты энергоаудизма», а также пеня по ЖКХ являются ярчайшим образчиком дополнительного извлечения денег из карманов «лохтората» под внешне вполне благовидным предлогом сокращения энергопотребления.

«Донбасс наглядно показал, как огромная толпа разного рода люмпена, порожденного нынешней уродливой социальной системой, становится питательной средой для сепаратизма»
Именно поэтому олигархи и власть, выражающая их интересы, не оставит в покое коммуналку и жильцов до тех пор пока или эта власть с олигархами не будет свергнута, или миллионы жильцов не будут лишены жилья, очутившись под забором. Правда, неизбежная в этом случае тотальная люмпенизация народонаселения будет чревата еще более непредсказуемыми социальными катаклизмами. Собственно, Донбасс наглядно показал, как огромная толпа разного рода люмпена, порожденного нынешней уродливой социальной системой, становится питательной средой для сепаратизма, но о том, что причиной Донбасса является не только, даже не столько Путин, сколько деяния украинской властно-олигархической верхушки, говорить не принято, поскольку тональность и идеологию СМИ задает все та же властно-олигархическая верхушка, контролирующая информационное пространство, разного рода «экспертов» и прочее.
 
Но обратимся собственно к проблеме грядущего вымогательства под вывеской повышения энергоэффективности, а также к пене на оплату услуг ЖКХ.


Врежем энергоэффективностью по карману обывателя!


Итак, во властных кулуарах появился проект закона об энергоэффективности зданий авторства Кабинета министров. Формально сей образчик властно-олигархического «нормоблудия» преследует исключительно благородную цель снижения в два раза энергопотребления с ЖКХ. Именно так характеризует главную цель норматива вице-премьер Геннадий Зубко, отвечающий за ЖКХ.

Суть документа состоит в следующем. В течение 2017 года собственники всех домов должны провести энергоаудит зданий, представляющий собой проверку качества утепления дома, в частности, количество тепловой энергии, которую строение излучает в окружающую среду. В случае необходимости, здание необходимо утеплить, получив в результате сертификат энергоэффективности, подтверждающий, что тепловое излучение строения не превышает некую установленную величину. Нормативом будут установлены минимальные требования к энергоэффективности, то есть тепловые потери здания не должны превышать, например, 10% потребляемой энергии. Хуже всего придется старым домам, которым уже по 50 и более лет, прежде всего, хрущевкам, тепловые потери в которых доходят до 40%.

«Одной семье в хрущевке, в которой насчитывается 60-80 квартир, аудит обойдется до 160 гривен»
Стоимость только лишь энергоаудита составит около 10 тыс. гривен для 100 квартирного дома. Одной семье в хрущевке, в которой насчитывается 60-80 квартир, аудит обойдется до 160 гривен. А главное, за утепление каждому домохозяйству придется выложить, по разным оценкам, до 5 тысяч гривен.

Сразу же возникает вопрос о том, кто и чем будет утеплять. Очевидно, что вся эта затея станет кормушкой для разного рода контор. Но не менее важно, что утепление чаще всего будет производиться при помощи пенопласта, материала горючего, пожароопасного и выделяющего при горении крайне токсичные вещества, опасные для жизни. Сказки о нетоксичных, а особенно о негорючих видах пенопласта пока так и остаются сказками. Главное достоинство пенопласта – его относительная дешевизна. Конечно, можно использовать негорючую и нетоксичную минеральную вату, например, на основе базальта, но она очень дорога. К тому же, производство отечественных утеплителей на основе минеральной ваты в значительной мере уничтожено. Импортные материалы дороги. Словом, подобное массовое утепление чревато крайне тяжелыми последствиями, а случаи возгорания новых «престижных» домов, обшитых пенопластом, хорошо известны и часто приводили к человеческим жертвам, ущербу здоровью, огромным материальным потерям, и никто за это не ответил.
 

Впрочем, оставим технические вопросы и вернемся к самому главному – вымогательству.

«ОСМД не так уж много, поэтому «энергоэффективное вымогательство», очевидно, будет проводиться через ЖЭКи»
Тех, кто не проведет энергоаудит и не утеплит здание предлагается наказывать штрафом в размере 3400-5100 гривен. Правда, пока что речь идет не об отдельных жильцах и домохозяйствах, а о владельцах зданий, например, пресловутых ОСМД. Вот еще один аргумент в пользу того, что не надо ввязываться в разного рода ОСМД и прочий «лохотрон», который непрерывно навязывают обывателям. Впрочем, ОСМД не так уж много, поэтому «энергоэффективное вымогательство», очевидно, будет проводиться через ЖЭКи, которые теперь переименовали в «укравляющие компании» и прочие подобные структуры.

В любом случае, оплатить все эти новации придется жильцам.

Справедливости ради следует отметить, что никто не возражает против необходимости утепления домов, снижения энергопотерь и так далее. Вопрос лишь в том, что правящая верхушка стремится в очередной раз повесить все эти расходы и проблемы на шею рядовому обывателю. Почему бы не поискать средства у олигархиов, которые все эти годы разворовывали страну и наживались на энергетике?

К тому же, повторим, граждане уже заплатили за капремонт домов, в которых они живут. По советским нормам, капитальный ремонт, в рамках которого можно провести и утепление, предполагался после 30 лет эксплуатации здания. Таким образом, ремонт хрущевок должен был начаться с конца 1980-х годов, брежневских домов – в 1990-х годах, а домов поздней советской постройки – в 2000-х годах. Нынешние «хозяева жизни» об этом предпочитают не вспоминать. Хотя в течение долгих лет все жильцы всех квартир в таких домах в составе квартплаты вносили отчисления на капитальный ремонт и восстановление домов. Подчеркнем: не только на текущий, но и на капитальный ремонт! Как пел Высоцкий: где деньги, Зин?

«Замечено, что чем больше истерика на тему демократическую и патриотическую тему, тем больше под этот шумок воруют и «разводят на бабки».
Чтобы на этот вопрос не отвечать, нам рассказывают байки о «реформах», о «европейском выборе», об отказе от пережитков проклятого советского прошлого в пользу светлого демократического будущего, которое, впрочем, вот уже четверть века, никак не наступает, и можно с абсолютной уверенностью сказать, что оно никогда не наступит. Замечено, что чем больше истерика на тему демократическую и патриотическую тему, тем больше под этот шумок воруют и «разводят на бабки».

Вот и сейчас, из уст разного рода чиновников и депутатов слышится нечто о том, что нужно заплатить за энергоэффективность, которая позволит не только сэкономить деньги и ресурсы, но и обеспечить энергонезависимость страны. Например, некая депутатка Алена Бабак заявляет, что внедрение энергодиректив Евросоюза будет всем нас «что-то стоить». Так ведь никто и не спорит! Вопрос лишь в том, что подавляющее большинство квартир как раз в тех самых старых советских домах за эту самую энергоэффективность уже давно заплатили. Где деньги? Поищите у Коломойского, Ахметова, Пинчука, Фирташа и прочих помельче. В процессе электронного декларирования разного рода чиновники и депутаты заявляют о существовании у них миллионов, чуть не миллиардов долларов наличными «на кармане». На сей счет известный волонтер и ведущий Алексей Мочанов уже высказался в том смысле, что на эти деньги можно соорудить метрополитен до Сингапура. Необходимость в подобном строительстве вызывает сомнения, а вот на энергоэффективность жилого фонда указанные средства вполне можно было бы использовать, еще и останется на другие, не менее полезные дела.


Что не взяли тарифами – догоним пеней!


Энергоэффективность за счет обнищавших обитателей хрущевок – это далеко не единственная гениальная мысль, посетившая светлые головы представителей правящей верхушки, денно и нощно пекущихся о том, как бы это еще обобрать народонаселение.

Правительство Гройсмана опять вытащило из нафталина вопрос о введении пени за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Упомянутый вице-премьер Зубко заявил, что пеня должна составлять 36,5% годовых, то есть 0,1% в день, но не более 100% долга.
С этой идеей носились еще во времена Януковича, но в обществе и СМИ поднялась волна протеста. Особо усердствовала тогдашняя оппозиция, то есть те, кто сейчас находятся во власти.

Напомним, что в предложенной перед парламентскими выборами 2012 года программе так называемой Объединенной оппозиции, лидерами которой числились Яценюк, Турчинов, Аваков и многие другие, совершенно справедливо значилось: «Справедливого государства не может быть без доступных цен и тарифов. В современной Украине они уже давно стали неподъёмными для большинства граждан с их низкими доходами». И это был 2012 год, когда финансово-экономическая ситуация в стране была, по нынешним меркам, чуть ли не прекрасной, а школьный учитель, например, получал в эквиваленте около 400 долларов. Также бывшие оппозиционеры, находящиеся нынче у власти, обещали ввести мораторий на повышение тарифов в ЖКХ до тех пор, пока не будет реализовано их прозрачное формирование и максимальное удешевление. О том, что они натворили в тарифной сфере после прихода к власти, повторять не имеет смысла.

Затем проблемой введения пени озаботилось осенью 2014 года уже правительство Яценюка. Тогда, напомним, в Верховную Раду был внесен законопроект от 29 августа 2014 года № 4563 «О жилищно-коммунальных услугах». Авторами документа значились Кабмин и премьер Яценюк лично.

«Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги»
Согласно документу, в случае несвоевременного и/или не в полном объеме внесения платы за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан платить пеню в размере 0,1% суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% общей суммы долга, кроме определенных законом случаев. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. При этом предельным сроком внесения платы является 20 число месяца, следующего за расчетным. Пеня за каждый месяц начисляется отдельно.

Вопрос пени за ЖКХ-услуги возник не вчера и даже не при Януковиче, а в далеком 1983 году. Именно тогда был принят Жилищный кодекс Украины, формально действующий и поныне с постсоветскими изменениями и дополнениями. Тогда же впервые появилось понятие пени за неуплату, неполную или несвоевременную оплату ЖКУ, каковая пеня вводилась нормативными актами органов исполнительной власти. Но тогда были совершенно иные социально-экономические условия. Да и пеня была другой.

В 1983 году за скромных размеров трехкомнатную брежневскую квартиру необходимо было выложить примерно десятую часть среднеминимальной зарплаты советского труженика, составлявшей «знаменитые» 120 советских рублей. Даже при одном работающем в семье – а работали тогда практически все, и безработицы в принципе не было! – оплачивать ЖКУ было совершенно необременительно.

Введение пени тогда носило скорее символический характер, поскольку не платить за квартиру было постыдным крохоборством, ибо практически любому оплата тарифов была вполне по карману. Не платили обычно только лица, ведшие асоциальный образ жизни, например, алкоголики.

Но даже тогда пеня составляла не 0,1%, как пытаются протащить сейчас, а 0,01% в день. А общая сумма пени не должна была превышать 50%, а не 100%, как сейчас. То есть советская пеня была, если считать интегрально, в 20 раз меньше и гуманнее. Считалось, этого вполне достаточно.

В 1996 году специальным законом уже в независимой Украине действие нормы о пене за ЖКУ было остановлено до тех пор, пока не будет ликвидирована задолженность по зарплатам, пенсиям и другим выплатам.

«С началом кризиса 2008 года долги стали опять расти, вводить пеню не решились, поскольку Украина вступила в полосу перманентных выборов»
По мере выхода из кризиса в начале 2000-х годов на волне глобального экономического бума, об этой норме забыли, поскольку долги стали сокращаться. Когда с началом кризиса 2008 года долги стали опять расти, вводить пеню не решились, поскольку Украина вступила в полосу перманентных выборов. Но именно тогда в нормативных документах впервые была установлена пеня в размере 0,1%, то есть в 10 раз больше, чем в советские времена.

Затем, повторим, пеню пытались возродить во времена Януковича-Азарова, но на волне протестов и очередных выборов опять не решились, равно как не решились окончательно заменить «социалистический» Жилищный кодекс «капиталистическим».

И вот теперь, после катастрофического роста грабительских тарифов в последние три года правления «демократов» со стороны этих «демократов», за спиной которых совершенно явственно маячат олигархи, имеет место очередная попытка нажиться не только на тарифах, но и на пене.

В Жилищном кодексе со всеми изменениями и дополнениями собственно упоминания о пене нет. В ныне действующем законе о жилищно-коммунальных услугах говорится лишь о том, что пеня может быть введена, но ее размеры и механизм применения не оговорены. Фактически сейчас пеня установлена нормативными документами Кабмина и ими же заморожена, точнее не введена в действие. Легитимность пени в настоящий момент является довольно сомнительной. Именно в таком состоянии этот вопрос достался нынешней власти от «попередников».

Но правительство Гройсмана, вслед за Кабмином Яценюка, очевидно намерено довести вопрос до «победного конца». А именно: ввести норму о пене, включая ее размер и механизм начисления, в тело закона, оставив, впрочем, за Кабмином право устанавливать порядок ее начисления и взимания.

И все же, отчего нынешнее правительство в столь, мягко говоря, неподходящее время вдруг опять озаботилось проблемой «полного и окончательного» введения пени? Кому это выгодно?

«Выгодно же это прежде всего олигархам, контролирующими энергетические объекты и коммунальную инфраструктуру»
Выгодно же это прежде всего олигархам, контролирующими энергетические объекты и коммунальную инфраструктуру. Ярким примером здесь может служить Киев, в котором столичный энергомонополист «Киевэнерго» контролируется структурами Ахметова.

Сейчас входящее в ахметовскую ДТЭК «Киевэнерго» развернуло бурную деятельность по заключению с населением договоров на поставку электрической и тепловой энергии, горячей воды. Деятельность эта совершенно незаконна, о чем подробно уже приходилось писать.

Полная легитимация и окончательное введение пени позволит олигархам вроде Ахметова компенсировать за счет пени отстрочку в платежах рядовых потребителей, а также просто дополнительно нажиться.

О шансах прохождения подобной нормы через парламент пока говорить трудно. Пока что в парламенте зарегистрированы несколько законопроектов, вводящих мораторий на выселение, конфискацию жилья, начисление и взимание пени и других штрафных санкций при неуплате за услуги ЖКХ. Вероятность прохождения подобных норм тоже вызывает сомнения.

В случае введения пени и принуждения к энергоэффективности, некоторые эксперты уже предрекают коммунальные бунты…

Александр Карпец, Информат

Немає коментарів:

Дописати коментар