29 серп. 2017 р.

5 простых фактов, которые следует знать о снижении норм потребления газа

18 августа Кабмин утвердил постановление №609, которым снизил нормы потребления газа населением с 4,4 куб. м до 3,3 куб. м в месяц на одного проживающего. 


Подоплека принятого решения в отсутствии договоренности правительства с МВФ по методике расчета тарифа на газ для населения. С 1 октября ожидается повышение цен на газ поскольку согласно постановлению Кабмина № 187 цена на газ рассчитывается исходя из импортного паритета и привязана к цене газа на немецком хабе. На сегодняшний день НАК "Нафтогаз Украины" перепродает газ поставщикам для населения по цене 4, 942 за 1000 куб.м. (если цены импортного газа и цена по которой НАК "Нафтогаз Украины" продает газ населению отличаются на 10%, цена приводится в соответствие с ценой импортного паритета).

Согласно данным Кабинета Министров цена импортного газа за июль 2017 составила 5566 грн. за 1000 куб.м., что превышает нынешнюю цену больше чем на 10%. Таким образом Кабмин обязан либо менять формулу расчета цены газа, либо повышать его стоимость. Думаю, выбор нашей власти будет очевиден и не в пользу потребителей. Что остается делать правительству, дабы избежать очередного подъема протестов? Самый простой, но не дальновидный выход, - снизить нормы потребления газа. Однако от того, что на проблему закрывают глаза, она не решается.

Детальный анализ нормативного акта подталкивает к серии однозначных, и одновременно неутешительных выводов. Документ позволит государству снизить объемы субсидий, по-простому - лишить малообеспеченных возможности получать выплаты в полном объеме. Во-вторых, постановление в любой момент может быть оспорено в суде и отменено. Такие прецеденты уже имели место. В-третьих, сама суть нововведений далека от идеи повсеместного внедрения энергоэффективности и демотивирует участников этого процесса. В-четвертых, в документ заложено несколько сценариев, позволяющих "Нафтогазу" зарабатывать не прозрачно. Ну и наконец, в-пятых, реализация норм постановления не сулит ни гражданам, ни газовой отрасли ничего хорошего.

Факт 1. “Кидок с субсидиями”


Нормы потребления газа применяются для тех пользователей, у которых нет счетчиков. Но согласно закону “Об обеспечении коммерческого учета природного газа” с 1 января 2018 года счетчики должны быть установлены у всех потребителей в Украине.

На первый взгляд может показаться, что нормы потребления газа снижены с целью уменьшить счета за потребленный газ. На самом деле норма потребления газа используется для учета объема, на который человек получает субсидию. Таким образом, со снижением норм потребления снизится и размер субсидии, на одну треть.

Сегодня тариф на природный газ установлен в размере 6,96 гривен за куб. м. Учитывая введенные новшества, сумма субсидии на газ снизится в среднем на 7,65 гривен на одного человека. В масштабах страны эта цифра будет насчитывать десятки миллионов гривен в месяц.

Факт 2. “Нестабильность нормативного акта”


Интересно, что аналогичный принятому Кабмином 18 августа документ принимался ранее и был отменен судом.

Так, 28 января 2016 года Высший административный суд отменил Постановление КМ №237 с момента его принятия (с весны 2015 года). Причина в том, что процедура принятия нормативного акта не предусматривала объективность изменения норм потребления газа и не учитывала последствия. Кроме того, правительство нарушило нормы Закона “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”, не проведя необходимых общественных обсуждений.

После признания судом незаконной решение о снижении нормы органы соцобеспечения практически во всех регионах были вынуждены доначислить средства, причитающиеся абонентам.

Факт 3. “Демотиватор энергоэффективности”


Мероприятия по энергоэффективности неразрывно связаны с учетом газа. Высокий тариф мотивирует жильцов квартир использовать его экономнее. Люди искренне не понимают, зачем платить больше за реально расходованный газ, устанавливая счетчик, если можно заплатить по минимальной норме потребления. В этом смысле “добродетель” правительства послужит наградой тем, кто сжигает газ без меры и наказанием для тех, кто законопослушно обзавёлся прибором учёта. И это проблема, которую никто не хочет решать.

На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда абонент, который платит за газ не по счетчикам, не думает о том, сколько кубических метров за месяц сжигает плита. Готовя обед, он может включить три-четыре конфорки и духовку. Многие пожилые люди в квартирах без счетчиков используют архаичный способ обогрева работой духовки. Если в квартире нет газового счетчика, то нередко ещё и воду для мытья греют на плите в “грязные недели” лета. В районах, где подолгу нет горячей воды( даже не смотря на тот факт, что норма увеличена до 5, 4 куб.м. на человека в месяц) домовые счётчики фиксируют расход газа на уровне 6-7 куб.м. на человека в месяц.

Согласно паспортным данным, максимальный расход газа у обычной бытовой плиты составляет до 1,2 куб. м в час, то есть всего за неполный день можно расходовать месячную норму потребления газа. При обычном использовании плиты 3,3 куб. м газа хватит на пару недель зимой или “грязным летом”.

Факт 4. “Игры с финансовой ответственностью”


Компания, на которую возложена ответственность за обеспечение газом населения определенного региона, закупает газ у НАК “Нафтогаз Украины”. Вопрос, однако, в том, по каким тарифам будет продан газ, потребленный сверх норм?

В типовых договорах между НАК и поставщиками указано, что газ, проданный населению на протяжении месяца, учитывается либо по показателям счетчиков этого населения, либо по норме потребления. Таким образом, абоненты, у которых нет счетчиков, потребят газа больше, чем продаст им газсбыт согласно норме. Разница составит миллионы кубов газа.

Эта “дельта” традиционно ляжет на поставщика газа и распределительную компанию. А заработает на этом “Нафтогаз”, который продаст по завышенной цене. А когда дело дойдет до судов, доплатить уже придется абонентам.

Факт 5. “Бегство от реальности”


Потребление газа необходимо изучать и оценивать при помощи счетчиков. Также полезно изучить опыт разных регионов. В стран есть места, откуда зарегистрированные граждане выезжают на заработки или просто временно меняют место жительства, а есть, к примеру, столица, ежедневно люди приезжают и живут без регистрации. Таким образом фактическое потребление газа в разных регионах может либо превышать установленную норму, либо наоборот, быть ниже.

Когда Кабмин начинает “пилить” норму без изучения проблемы, это совершенно не помогает нормальному развитию газовой отрасли. Они не используют ни понятия демографии, ни реального учета газа. По управленческой вертикали спускаются вниз цифры, абсолютно оторванные от действительности.

По всей видимости, скоро мы вновь услышим красивые слова, о том, что правительство заботится о народе, снижая нормы потребления газа. При этом о проблемах, которые копятся годами, власти предпочитают не задумываться.

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий

Немає коментарів:

Дописати коментар